Несмотря на усилия государства и бизнеса, всё ещё большую долю российского рынка лёгкой промышленности занимает контрафактная продукция, импортируемая в страну контрабандным путём или произведённая на территории РФ незарегистрированными субъектами предпринимательской деятельности. Серые схемы поставки на розничный рынок одежды низкого качества, зачастую под известными брендами, приводит к обману потребителя, финансовому ущербу для государства и потерей репутации подлинного производителя – владельца товарного знака или торговой марки – бренда. Но когда жертвами преступного бизнеса становятся дети, которые могут пострадать в результате использования одежды, сшитой из некачественного материала, вопрос стоит об угрозе национальной безопасности страны.
За последнее десятилетие Россия совместно с партнёрами по единому экономическому пространству предприняла ряд мер, направленных на регулирование рынка лёгкой промышленности, в частности, изделий, предназначенных для детей. Были приняты технические регламенты, определившие требования к безопасности одежды, учитывая, что современная детская одежда может содержать различные элементы детского пользования:
В этих документах чётко прописаны обязательные требования к составу и способу производства, а также требования к маркировке детской одежды.
Эксперты рынка заявляют о недостаточности принятых мер для прекращения незаконного оборота одежды. Функции контроля, возложенные на Роспотребнадзор и общества по защите прав потребителя, никак не останавливают нечистых на руку предпринимателей. Единственным препятствием для некачественной продукции на пути к розничному рынку будет контроль подлинности на каждом этапе жизненного цикла продукта после производства, а также отказ покупателя от её приобретения. Важной мерой в борьбе с контрафактной одеждой должна быть возможность заявить о наличии в торговой точке сомнительной продукции, минуя бюрократические барьеры.
Для реализации этой концепции Правительство РФ приняло 28.04.2018 г. Распоряжение №792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», согласно которому предусмотрено поэтапное внедрение специальной идентификации всех товаров, присутствующих на рынке, до 2024 года. В частности, одежда должна подвергаться обязательной идентификации через специальную маркировку с 1 декабря 2019 года.
На сегодняшний день подобной маркировке в обязательном порядке подвергаются меховые изделия, в тестовом режиме – обувь и лекарства, их обязательная маркировка начнётся с 1 июля 2019 года. С 1 марта по 30 ноября запущен пилотный проект маркировки одежды.
В результате внедрения маркировки детской одежды, потребитель получит:
Производители и торгующие организации, получат:
Государство получит:
Что, кто, где и когда должен делать, чтобы новые требования к маркировке детской одежды выполнялись? Разберёмся пошагово.
Участники процесса маркировки, прослеживания и надзора:
Шаг 1.
Производитель или импортёр запрашивает у официального уполномоченного Государством органа – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) – код на каждое выпущенное или ввезённое изделие и вводит в систему идентификации первичные данные:
Маркировка детской одежды распространяется на:
Шаг 2.
Далее, на каждом этапе следования продукта от производителя к прилавку магазина, при сканировании кода сохраняется информация о дате, месте и виде выполняемой операции – информация хранится в системе и является доступной.
Шаг 3.
При реализации данные о факте продажи поступают оператору фискальных данных (ОФД) и служат основанием для начисления налогов. В случае возврата продукта в магазин, сотрудник магазина должен повторить сканирование кода, зафиксировав факт возврата продукта от потребителя.
Непосредственно знак представляет из себя код Data Matrix, являющийся на сегодня самым защищённым и информативным средством идентификации. Информация, к которой получают доступ путём сканирования кода, не подлежит корректировке или уничтожению после внесения в систему уполномоченными участниками процесса идентификации.
Data Matrix код делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует оператор с помощью отечественных технологий криптографии.
В случае «Честного знака» при маркировке одежды код Data Matrix наносится на вшитый товарный ярлык методом термопереноса или прямой печатью, обеспечивая тем самым чёткое закрепление знака за конкретной единицей изделия.
Магазинам, несколько отставшим от современных технологий продажи и учёта изделий, придётся технически перевооружиться и обучить персонал.
Чтобы не говорили участники рынка детской одежды об излишней зарегулированности предстоящей обязательной маркировки, определяющим фактором присутствия товара на рынке является потребитель. Важно, что система «Честный знак» создаёт условия, при которых покупатель становится полноправным участником процесса признания соответствия продукта определённым стандартам качества.