Маркировка. Общие положения

28
Маркировка
"Честный ЗНАК"

Что такое система маркировки и прослеживаемости продукции?

Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости продукции «Честный ЗНАК» создана Центром Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ) во исполнение решения Правительства РФ. Программа создана для реализации глобальных проектов цифровой экономики России. Система маркировки функционирует на основе государственно-частного партнёрства.

Главная цель системы — обеспечение легального товарооборота, гарантия заявленных свойств и качества поступающей на рынок продукции, поддержка честных производителей, создание условий для развития бизнеса.

Проект курирует ООО «Оператор-ЦРПТ» — дочерняя компания Центра развития перспективных технологий.

Что стало причиной запуска системы маркировки «Честный ЗНАК»

До введения программы прослеживаемости на рынке России наблюдалась большая доля незаконного оборота. Согласно исследованиям, количество нелегальной продукции в различных товарных категориях достигало:

  • среди лекарственных средств — 10 %;
  • сигарет — 8 %;
  • парфюмерной продукции — 20%;
  • товаров легкой промышленности — до 35%.

Система маркировки была создана для эффективной борьбы с контрафактными товарами. Промаркированная уникальным цифровым кодом DataMatrix продукция отслеживается на каждом этапе перемещения от выпуска из производства или ввоза в страну до конечного покупателя. Во время розничной продажи кассир сканирует код маркировки, информация о реализации поступает в «Честный ЗНАК» и товар выводится из оборота. 

Прослеживание всех перемещений продукции приводит к значительному сокращению количества фальсифицированных или незаконно ввезенных товаров на российском рынке.

Законодательство о маркировке

Введение системы маркировки регулируется целым рядом законодательных актов.

  1. Закон № 487-ФЗ от 31.12.2017, вступивший в силу 1.01.2019, определил изменения и дополнения к законам 381-ФЗ и 54-ФЗ, установив запрет оборота продукции, подлежащей маркировке, без средств идентификации. В положении указано, что определение категорий товаров, включаемых в программу прослеживания, предоставлено Правительству РФ.
  2. Закон 488-ФЗ от 25.12.2018, который также вступил в силу 1.01.2019, внёс очередные корректировки в законы о торговле и применении ККТ. В частности в нём описано понятие системы мониторинга и принципы ее функционирования, определены изменения в правилах обмена данными между оператором фискальных данных (ОФД) и Государственной информационной системой (ГИС).
  3. Изменения в налоговый кодекс определяет 325-ФЗ от 29.09.2019: устанавливается запрет применять ЕНВД и патент предпринимателям, продающим товары, подлежащие маркировке.
  4. В Распоряжении правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р описывается система маркировки и принципы её работы. Ответственность за координацию платформы возложена на Миноптторг, за создание проектного офиса отвечает Ростех.
  5. В Распоряжении 792-р от 28.04.2018, вступившем в действие 1.01.2019, закреплен перечень товарных групп, подлежащих прослеживаемости, определены сроки введения маркировки для разных товарных кодов ТН ВЭД и ОКПД2.
  6. Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р определяет и детализирует задачи создания системы маркировки, формулирует требования к ГИС. Минцифры назначаются регулятором информационной составляющей: обменом сведениями, техническими требованиями, контролем соблюдения норм.
  7. В РП от 03.04.2019 № 620-р оператором национальной цифровой системы маркировки и прослеживаемости устанавливается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
  8. Стоимость выпуска кода маркировки и порядок оплаты устанавливается ПП № 515 от 26.04.2019. Постановление № 174 от 21.02.2019 определяет новый реквизит в чеке «код товара», разъясняет, какие сведения должны содержаться в данном признаке. ПП предписывает ФНС внести изменения в форматы бумажных и электронных чеков.
  9. Механизм работы с данным в системе «Честный ЗНАК», правила доступа к информации и получения сведений органами власти и участниками товарооборота регламентируется ПП №1955 от 31.12.2019.

Перечисленные законы, распоряжения и постановления правительства определяют функционирование системы в целом. Введение эксперимента или обязательной маркировки в каждой категории товаров регламентируется отдельными законодательными актами. Подробную информацию о сроках введения обязательной маркировки можно узнать на сайте «Честный ЗНАК».

Как прослеживается продукция в системе «Честный ЗНАК»

Импортёр при ввозе товара в страну или производитель при выпуске из производства наносят на упаковку товара цифровой код формата DataMatrix. Каждый этап перемещения продукции отмечается в электронных документах и передается в систему маркировки. Для отправки кодов маркировки в «Честный ЗНАК» участники программы должны использовать электронный документооборот (ЭДО). 

При поступлении продукции в магазин, продавец сканирует цифровой штрихкод и принимает товар. При передаче конечному покупателю кассир повторно считывает код, обозначая этим вывод из оборота.

На каждом этапе в системе маркировки происходит контроль достоверности кода.

Покупатели могут самостоятельно проверить подлинность товара. Для этого нужен мобильный телефон и бесплатное приложение «Честный ЗНАК». Отсканировав штрихкод с помощью камеры гаджета, программа направляет его на проверку в систему маркировки. После сверки приложение показывает результат: «код корректный» — товар подлинный, «ошибка» — подделка или сбой системы.

Что такое Data Matrix код?

DataMatrix — это матричный двумерный код, который содержит в зашифрованном виде данные о продукте, его свойствах, производителе. Код легко наносится на упаковку и считывается 2D-сканером. Штрихкод DataMatrix используется для маркировки с 2018 г.

Код состоит из следующих частей:

  • код товара GTIN 14 символов;
  • индивидуальный серийный номер единицы товара длиной от 7 до 20 знаков, генерируется участником товарооборота или ЦРПТ;
  • ключ проверки из 4 символов, формируется ГИС МТ ЦРПТ;
  • крипто-хвост из 44 знаков, присваивается «Честным ЗНАКом» автоматически.

В некоторых категориях продукции в код включаются дополнительные данные. У молочных товаров в штрихкоде указывается срок годности. Для скоропорта на это выделено 6 символов, для нескоропорта — 10.

Код маркировки Data Matrix наносится на этикетку, ярлык, упаковку или товар (в соответствии со стандартом РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix»).

Стоимость генерации и предоставления предпринимателю кода маркировки — 50 копеек без НДС. Цена утверждена постановлением правительства РФ № 577 от 8 мая 2019 года. В период проведения эксперимента коды предоставляются бесплатно.

Почему код маркировки считается надёжным?

Система создания кода DataMatrix генерирует уникальную цифровую последовательность, которая гарантированно не дублируется в течение 5 лет с момента выпуска штрихкода.

Комбинация символов состоит из двух частей:

  • код идентификации — определяет позицию продукта в системе и едином каталоге;
  • крипто-хвост формируется ЦРПТ и служит для проверки. 

Серия кодов DataMatrix непредсказуема, информация о продукции не подлежит удалению или корректировке. Современные российские криптотехнологии обеспечивают высокую надежность. Данные о товаре синхронизируются в момент сканирования кода, при этом подтверждается его легальность.

Что нужно для того, чтобы стать участником системы маркировки?

Все участники товарооборота маркированной продукции должны:

  • пройти регистрацию на сайте ЧестныйЗНАК.рф;
  • получить квалифицированную электронную подпись (КЭП);
  • подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).

Розничные продавцы обязаны отмечать маркированные товары в чеках: в бумажном документе напротив каждой позиции печатается буква «М», в электронной версии, передаваемой в ОФД, указывается полный код идентификации.

У разных категорий предпринимателей свои условия учёта маркированных товаров.

Импортёрам и производителям необходимо зарегистрировать товары в каталоге GS1 Russia и получить коды GTIN. После этого следует заказать коды маркировки в ЦРПТ и промаркировать продукцию, отметить введение кодов в оборот через систему ЭДО.

Дистрибьюторы и оптовые продавцы при получении и дальнейшей продаже товаров считывают 2D-сканером штрихкоды, после чего они автоматически добавляются в электронные документы. Таким образом сведения о передвижениях продукции фиксируются в «Честном ЗНАКе».

Розничные продавцы должны подписать дополнительное соглашение с оператором фискальных данных об учёте и передаче кодов маркировки в ЦРПТ. Необходимо, чтобы ККТ поддерживала ФДД 1.2, а в чеке отображался признак маркировки. При продаже продукции кассир считывает 2D-сканером код, сведения из чека через ОФД передаются в систему «Честный ЗНАК». При этом код выводится из оборота.

OFD.ru не взимает дополнительную оплату за отправку сведений в «Честный ЗНАК». При подключении нашей услуги ОФД вам не придется нести лишние затраты на учёт маркированной продукции.

Удалось во всем разобраться?

Мы рады, что смогли Вам помочь.
Для того, чтобы продолжить работу в нашем сервисе, зайдите в личный кабинет.

Личный кабинет

Остались вопросы?

Ознакомитесь подробнее с услугами OFD.ru на нашем сайте.

Услуги