Дефицит чековой ленты: как быть?

190

 Санкции, наложенные рядом стран на Россию, в апреле грозят бизнесу тотальным дефицитом чековой ленты. Уже сейчас наблюдается ее подорожание более чем в 3,5 раза, а запасы поставщиков стремительно заканчиваются. Что делать в сложившейся ситуации ритейлу, какие пути выхода предложил Минпромторг и какие изменения с большей долей вероятности произойдут на российском рынке — обо всём этом читайте в материале ниже.

 

Суть проблемы. Почему возник дефицит чековой ленты?

 

Так сложилось, что на мировом рынке по производству термобумаги, так необходимой для печати бумажного чека, доминируют исключительно иностранные производители: JTK из Финляндии, Koehler и Mitsubishi Paper Mills из Германии и Hansol Paper из Южной Кореи. До недавнего времени эти компании также сотрудничали и с Россией, однако 60-70% от общего числа поставок сырья обеспечивали немецкие поставщики. Сейчас сохранилось сотрудничество только с одним из них (Mitsubishi Paper Mills), но количество отгрузок сократилось в два раза.

Помимо европейских компаний, в Россию также поставлял термобумагу китайский производитель Henan. Сотрудничество с ним сохранено, однако как и с немецкой Mitsubishi, объёмы отгрузок значительно уменьшились, а время доставки увеличилось до двух месяцев. При этом цены на грузоперевозки из Китая выросли на 50-70%, что также сказалось на стоимости термобумаги. Конечно такое сотрудничество сложно назвать выгодным и кажется очевидным, что рынку нужно искать альтернативные пути решения возникшей проблемы.

 


 
Варианты решений. Что предлагают взамен?

 

Эксперты рынка и Минпромторг предлагают разные варианты решения проблемы: первые считают, что уместно перейти на формат исключительно электронных чеков, вторые делают ставки на отечественных производителей. По материалам РБК, сейчас в стране есть несколько производителей чековой ленты (Камский и Архангельский ЦБК) с узким сегментом производства и небольшими объемами, но зато с быстрыми поставками и оперативной наладкой. Представитель Минпромторга предложил нарастить отечественным заводам объёмы производства, которые удовлетворяли бы спрос рынка, и таким образом решить возникшую проблему.

Однако эксперты рынка считают, что российским компаниям может не хватить мощностей для реализации производства требуемого количества продукции и считают более уместным переход на формат электронных чеков. Уже сейчас действующая редакция 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» приравнивает электронный чек к бумажному. Это значит, что выдавать печатный чек не обязательно, если покупатель сообщил свои контактные данные (номер телефона или адрес электронной почты) и изъявил желание получить его в электронной версии. Главное, чтобы фискальный документ был сформирован в соответствии с установленными нормативами и содержал в себе информацию о следующих параметрах:

  • регистрационный номер ККТ;
  • сумма покупки;
  • дата и время расчета;
  • фискальный признак документа (ФПД).

Надо отметить, что переход на электронный формат чеков достаточно просто реализуем относительно второго варианта: вместо увеличения производственных мощностей и постоянного вливания ресурсов в отрасль достаточно одобрить один нормативный документ, обеспечивающий приоритет электронного чека над бумажным. Эксперты также считают, что внедрить электронные чеки в общество будет относительно просто — постковидные реалии сделали всё для того, чтобы подготовить к этому инфраструктуру.


 

Преимущества новой системы

 

Хорошая новость заключается в том, что глобальный переход на новую чековую систему не повлечет за собой каких-либо серьезных энергозатрат и для предпринимателей. Всё, что потребуется сделать — это подключить услугу отправки чеков в обслуживающем Вас ОФД, после чего вручную отключить печать чеков на ККТ. 

Эксперты OFD.ru считают, что адаптация к новым реалиям — это единственный правильный путь для бизнеса, и что извлекать выгоду необходимо из любой ситуации. Вы можете заказать, например, услугу брендирования электронных чеков и превратить навязанное извне обязательство в новый канал коммуникации с клиентом. 

Как это работает? Всё просто: в специальном конструкторе предприниматели создают уникальное брендирование своего чека, отвечающее целям и задачам бизнеса, и на выходе получают дополнительный канал продвижения продукта. Индивидуальный дизайн чека получается благодаря настройке следующих параметров:

  • выбор основного цвета;
  • вставка логотипа компании;
  • загрузка фонового изображения;
  • добавление текста письма;
  • добавление баннеров;
  • сall-to-action (CTA);
  • добавление кнопки, ведущей на сайт или лендинг.

Эффективность данного маркетингового инструмента легко отследить благодаря размещенной на чеке кнопки с UTM-меткой, ведущей на Ваш сайт. Опять же, имея на руках актуальную статистику переходов, можно экспериментировать с размещением текстового и графического контента, подбирая наиболее оптимальную систему взаимодействия с целевой аудиторией. Таким образом, услуга брендирования электронных чеков информирует клиентов об акциях и скидках, а также повышает процент возвращения клиентов и увеличивает степень их лояльности к компании.


 
Виртуальные чеки с виртуальной кассы

 

Пока ритейл переживает дефицит кассовой ленты, онлайн-бизнес уже давно перешёл в виртуальный формат и отправляет клиентам электронные чеки с облачных касс. Отличаются такие кассы от привычных своим местонахождением, поскольку располагаются в ЦОД и ведут откуда всю свою расчетную деятельность. Облачные кассы не покупают, а арендуют в специализированных сервисах, которые часто помимо основного направления также предоставляют и другие сопутствующие услуги в рамках отчетности по 53-ФЗ.

У OFD.ru, например, есть сервис Ferma — он построен на софте собственной разработки и включает в себя помимо возможности аренды облачных касс пакет сопутствующих полезных услуг, среди которых — бесплатное брендирование чеков. Узнать больше о сервисе можно здесь