Последние пару недель в правительстве активно обсуждалась возможность введения моратория на обязательную маркировку товаров до 31 декабря 2027 года. В итоге было принято решение отложить эксперименты по маркировке новых товарных категорий. О том, как это было и чего теперь ждать, — читайте в материале ниже.
29 марта 2022 года, когда союз ассоциаций производителей и продавцов основных категорий продовольствия отправил письмо с соответствующей просьбой на рассмотрение в Госдуму. В пояснительной записке говорилось, что выполнение требований негативно сказывается на финансовом положении производственных предприятий, из-за чего те вынуждены повышать отпускные цены на продукцию.
Представители бизнеса полагают, что рост себестоимости и розничных цен повлечет снижение конкуренции из-за того, что часть предприятий будет вынуждена уйти с рынка. При этом покупательская способность населения снизится, а налоговые платежи производителей продуктов и торговых организаций сократятся.
«По экспертным оценкам, полный охват продовольственных товаров цифровой маркировкой только за счет стоимости самой марки (0,6 рубля с НДС) увеличит суммарные расходы предприятий и потребителей минимум на 150 млрд рублей в год (250 млрд упаковок х 0,6 рубля). Сопоставимую сумму составят затраты на приобретение оборудования для нанесения и обслуживания маркировки», — отметили в союзе ассоциаций производителей.
Предполагалось, что если проект пройдет все этапы согласования, то предусмотренные положения вступят в силу со дня официального опубликования и будут регулировать правоотношения, зарегистрированные после 1 января 2019 года, а Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р утратит свою силу.
Но реальность вносит свои коррективы, и уже сейчас известно, что требования будут удовлетворены частично. Об этом заявила представитель Минпромторга Екатерина Приезжева, выступая на круглом столе комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству.
Эксперименты по маркировке новых товарных категорий решено отложить, однако начатые проекты должны быть продолжены. Такая позиция объясняется экономической целесообразностью — купившие недавно дорогостоящее маркировочное оборудование компании могут потерять еще больше денег на демонтаже устройств и при увольнении специально обученных для процесса маркировки работников. Сейчас в данную категорию входят пиво и слабоалкогольные напитки, биологически активные добавки, антисептики, медицинские изделия, никотинсодержащие жидкости и электронные средства доставки никотина.
Что касается сроков маркировки для новых товарных групп, то они будут определятся Минпромторгом индивидуально — решение будет зависеть от экономической обстановки в отраслях.