Для легального ведения бизнеса в России физическому лицу необходимо оформить ИП или самозанятость. Физлица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, также могут быть и самозанятыми.
Самозанятые освобождены от обязанности использовать контрольно-кассовую технику. Большинство индивидуальных предпринимателей, кроме небольшого числа исключений, предусмотренных законом, при расчётах должны применять ККТ.
Разберемся, как самозанятые оформляют чеки, передают сведения в налоговую, и в каких ситуациях им всё-таки понадобится касса.
Правила применения спецрежима определяются Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Самозанятые — это физические лица или индивидуальные предприниматели, которые применяют особый налоговый режим и платят налог на профессиональную деятельность (НПД).
Профессиональный доход — это доход от деятельности, которую физлицо ведет самостоятельно, не заключая контракты с работодателем и не нанимая сотрудников. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД могут граждане России, а также граждане других государств — Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Украины.
Специальный налоговый режим введён в качестве эксперимента в 2019 году в нескольких регионах России. В настоящее время он действует на всей территории страны. Срок экспериментального применения режима установлен до конца 2028 года, после чего Правительство будет принимать решение о его дальнейшей судьбе.
Стать самозанятым могут физические лица и индивидуальные предприниматели, если род деятельности и уровень дохода соответствуют требованиям налогового режима:
Если ИП ведёт несколько видов деятельности и хотя бы один из них не подпадает под критерии НПД, перейти на самозанятость нельзя. Также, если предприниматель начинает вести новую деятельность и она не попадает под действие спецрежима, самозанятость по всем видам деятельности прекратится автоматически. При переходе на уплату налога на профессиональную деятельности, статус ИП у самозанятого сохраняется. Самозанятость — это просто переход на особый налоговый режим.
Физическое лицо без статуса ИП может работать по трудовому договору и при этом зарегистрировать самозанятость на другой вид деятельности, удовлетворяющей требованиям режима. Учёт доходов при таком совмещении необходимо вести раздельно.
Полный список видов бизнеса, для которых подходит режим НПД, можно посмотреть в приложении «Мой налог», на сайте Госуслуг, в приложении банка - партнера ФНС при регистрации перехода на режим налога на профессиональную деятельность. В перечень входят следующие виды:
При этом, в законе 422-ФЗ приведён перечень видов деятельности, при которых лицо не может зарегистрироваться как самозанятый:
При регистрации в качестве плательщика налога на профессиональную деятельность на Госуслугах (если уже есть подтвержденный аккаунт) достаточно проверить ИНН и паспортные данные. Если физлицо оформляет переход на режим в приложении банка, в котором открыт счёт, данные будут подтянуты из личного кабинета. При регистрации через «Мой налог» понадобится отсканировать паспорт и сделать своё фото.
Прекратить деятельность довольно легко — достаточно в приложении «Мой налог» поставить отметку в графе «Сняться с учёта» и выбрать причину.
Предприниматель принимает решение перехода на самозанятость добровольно. Даже если его деятельность попадает под требования, он может остаться на прежнем режиме налогообложения.
Самозанятые лица уплачивают налог с дохода:
Доход заявляется в приложении «Мой налог» по мере поступления денег. Налог за отчётный месяц рассчитывается автоматически, уведомление о сумме, которую необходимо уплатить приходит до 12 числа месяца, следующего за отчётным. Сумма к уплате отражается в приложении банка и «Мой налог», перевести её необходимо до 25 числа месяца, в котором получено уведомление о начисленном налоге. Предпринимателю не надо ничего считать самостоятельно и сдавать отчётность, что очень удобно.
Если предприниматель или частное лицо не получало доход за отчётный период, то и платить ничего не придётся, нет никаких обязательных отчислений, кроме процента с полученного дохода.
Закон не требует от самозанятых применения ККТ. Предприниматель может взять в аренду или купить онлайн-кассу по желанию. А физическое лицо в статусе самозанятого кассовую технику использовать не сможет — в соответствии с законом для регистрации ККТ необходимо указать расчётный счёт в банке, а открыть его могут только индивидуальные предприниматели и организации.
Но выдавать чеки клиенту самозанятые обязаны. Это делается сразу после получения денег. Чек формируется в приложении «Мой налог» или банковском приложении. Для формирования фискального документа в «Моём налоге» надо:
Данные чека поступят в ФНС автоматически. Чек для клиента можно распечатать или отправить в электронном виде. Также можно сформировать QR-код и предоставить его для считывания.
Если налоговая обнаружит ошибку в чеке, документ будет аннулирован. Самозанятый может сам аннулировать заявленный доход, если сделка будет расторгнута или клиент вернёт товар.
За невыдачу чека или нарушение сроков выдачи предусмотрены штрафы в размере 20% от суммы расчётов, но не менее 200 рублей. За повторное нарушение грозит штраф, равный полной сумме расчёта.
Если деятельность самозанятого выходит за рамки 422-ФЗ, он теряет право использования НПД. Происходит это в нескольких случаях:
В этих случаях необходимо зарегистрировать ИП или ООО, открыть расчётный счёт в банке и завести онлайн-кассу. Если у самозанятого статус ИП уже есть, а доход приближается к 2,4 млн рублей, необходимо уведомить налоговую о переходе на УСН, иначе автоматически будет назначен налоговый режим ОСН.
В соответствии с требованиями Закона 54-ФЗ онлайн-касса должна быть подключена к оператору фискальных данных. В OFD.ru для малого бизнеса с небольшим объёмом продаж предусмотрены выгодные и удобные тарифные планы линеек «ОФД Жёлтый» и «ОФД Зелёный».
А предпринимателям, ведущим продажи товаров, работ, услуг в интернете, для фискализации платежей идеально подойдут облачные кассы Ferma®. При этом не надо тратиться на покупку онлайн-кассы, а можно взять ее в аренду. В арендную плату включена:
Кассовая техника полностью соответствует требования Закона 54-ФЗ, а служба поддержки доступна по всем вопросам в любое время. Для небольшого бизнеса идеально подойдут тарифные планы «Почековый» или «Срочный» с оплатой за месяц.