Когда самозанятому нужна касса

220

Содержание

Для легального ведения бизнеса в России физическому лицу необходимо оформить ИП или самозанятость. Физлица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, также могут быть и самозанятыми.

Самозанятые освобождены от обязанности использовать контрольно-кассовую технику. Большинство индивидуальных предпринимателей, кроме небольшого числа исключений, предусмотренных законом, при расчётах должны применять ККТ. 

Разберемся, как самозанятые оформляют чеки, передают сведения в налоговую, и в каких ситуациях им всё-таки понадобится касса.

Кто такие самозанятые

Правила применения спецрежима определяются Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Самозанятые — это физические лица или индивидуальные предприниматели, которые применяют особый налоговый режим и платят налог на профессиональную деятельность (НПД).

Профессиональный доход — это доход от деятельности, которую физлицо ведет самостоятельно, не заключая контракты с работодателем и не нанимая сотрудников. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД могут граждане России, а также граждане других государств — Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Украины.

Специальный налоговый режим введён в качестве эксперимента в 2019 году в нескольких регионах России. В настоящее время он действует на всей территории страны. Срок экспериментального применения режима установлен до конца 2028 года, после чего Правительство будет принимать решение о его дальнейшей судьбе.

Кто может быть самозанятым

Стать самозанятым могут физические лица и индивидуальные предприниматели, если род деятельности и уровень дохода соответствуют требованиям налогового режима:

  • человек работает на себя, у него нет трудового договора;
  • не привлекает наёмных сотрудников;
  • получает доход от использования собственного имущества или ведения самостоятельной деятельности;
  • доход от деятельности не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год.

Если ИП ведёт несколько видов деятельности и хотя бы один из них не подпадает под критерии НПД, перейти на самозанятость нельзя. Также, если предприниматель начинает вести новую деятельность и она не попадает под действие спецрежима, самозанятость по всем видам деятельности прекратится автоматически. При переходе на уплату налога на профессиональную деятельности, статус ИП у самозанятого сохраняется. Самозанятость — это просто переход на особый налоговый режим.

Физическое лицо без статуса ИП может работать по трудовому договору и при этом зарегистрировать самозанятость на другой вид деятельности, удовлетворяющей требованиям режима. Учёт доходов при таком совмещении необходимо вести раздельно.

Полный список видов бизнеса, для которых подходит режим НПД, можно посмотреть в приложении «Мой налог», на сайте Госуслуг, в приложении банка - партнера ФНС при регистрации перехода на режим налога на профессиональную деятельность. В перечень входят следующие виды:

  • сдача в аренду собственного жилья;
  • проведение развлекательных и рекламных мероприятий;
  • продажа изделий собственного производства;
  • оказание юридических услуг;
  • консультирование по вопросам бухучёта;
  • услуги программирования, репетиторства, дизайна, написания текстов;
  • изготовление кондитерских изделий;
  • осуществление ремонта (помещений, бытовой техники и электроники, транспортных средств);
  • оказание услуг косметолога;
  • перевозка пассажиров и грузов;
  • и т. п.

При этом, в законе 422-ФЗ приведён перечень видов деятельности, при которых лицо не может зарегистрироваться как самозанятый:

  • продажа подакцизных и маркированных товаров;
  • добыча и продажа полезных ископаемых;
  • перепродажа имущественных прав;
  • посредничество.

При регистрации в качестве плательщика налога на профессиональную деятельность на Госуслугах (если уже есть подтвержденный аккаунт) достаточно проверить ИНН и паспортные данные. Если физлицо оформляет переход на режим в приложении банка, в котором открыт счёт, данные будут подтянуты из личного кабинета. При регистрации через «Мой налог» понадобится отсканировать паспорт и сделать своё фото.

Прекратить деятельность довольно легко — достаточно в приложении «Мой налог» поставить отметку в графе «Сняться с учёта» и выбрать причину.

Особенности и преимущества режима НПД

Предприниматель принимает решение перехода на самозанятость добровольно. Даже если его деятельность попадает под требования, он может остаться на прежнем режиме налогообложения.

Самозанятые лица уплачивают налог с дохода:

  • 4% — если оплата поступила от физического лица;
  • 6% — если средства были переведены ИП или организацией.

Доход заявляется в приложении «Мой налог» по мере поступления денег. Налог за отчётный месяц рассчитывается автоматически, уведомление о сумме, которую необходимо уплатить приходит до 12 числа месяца, следующего за отчётным. Сумма к уплате отражается в приложении банка и «Мой налог», перевести её необходимо до 25 числа месяца, в котором получено уведомление о начисленном налоге. Предпринимателю не надо ничего считать самостоятельно и сдавать отчётность, что очень удобно.

Если предприниматель или частное лицо не получало доход за отчётный период, то и платить ничего не придётся, нет никаких обязательных отчислений, кроме процента с полученного дохода.

Какие преимущества даёт режим самозанятости

  1. Не надо составлять отчётность и сдавать декларации.
  2. Не надо приобретать и применять онлайн-кассу.
  3. Нет обязанности платить страховые и пенсионные взносы.
  4. Невозможно совершить ошибку при уплате налога, так как все расчёты производятся автоматически в приложении и достаточно просто уплатить по выставленному ФНС счёту.
  5. Оплачивается только один налог по фиксированной ставке.
  6. Можно совмещать с работой по трудовому договору.
  7. Отсутствуют фиксированные платежи.
  8. Лёгкая и быстрая регистрация онлайн без посещения ФНС.

Самозанятый

Нужна ли самозанятым онлайн-касса

Закон не требует от самозанятых применения ККТ. Предприниматель может взять в аренду или купить онлайн-кассу по желанию. А физическое лицо в статусе самозанятого кассовую технику использовать не сможет — в соответствии с законом для регистрации ККТ необходимо указать расчётный счёт в банке, а открыть его могут только индивидуальные предприниматели и организации.

Но выдавать чеки клиенту самозанятые обязаны. Это делается сразу после получения денег. Чек формируется в приложении «Мой налог» или банковском приложении. Для формирования фискального документа в «Моём налоге» надо:

  • авторизоваться в приложении;
  • кликнуть на позицию «Новая продажа»;
  • указать данные платежа — дату, наименование и ИНН плательщика, сумму, за что произведена оплата;
  • нажать «Выдать чек»;
  • отправить его клиенту.

Данные чека поступят в ФНС автоматически. Чек для клиента можно распечатать или отправить в электронном виде. Также можно сформировать QR-код и предоставить его для считывания.

Если налоговая обнаружит ошибку в чеке, документ будет аннулирован. Самозанятый может сам аннулировать заявленный доход, если сделка будет расторгнута или клиент вернёт товар.

За невыдачу чека или нарушение сроков выдачи предусмотрены штрафы в размере 20% от суммы расчётов, но не менее 200 рублей. За повторное нарушение грозит штраф, равный полной сумме расчёта.

Когда самозанятому может потребоваться касса

Если деятельность самозанятого выходит за рамки 422-ФЗ, он теряет право использования НПД. Происходит это в нескольких случаях:

  • необходимо нанять сотрудников по трудовому договору;
  • в продаже появляется маркированная или подакцизная продукция;
  • годовой доход превышает 2,4 миллиона рублей;
  • самозанятый решил перейти на другой налоговый режим.

В этих случаях необходимо зарегистрировать ИП или ООО, открыть расчётный счёт в банке и завести онлайн-кассу. Если у самозанятого статус ИП уже есть, а доход приближается к 2,4 млн рублей, необходимо уведомить налоговую о переходе на УСН, иначе автоматически будет назначен налоговый режим ОСН.

Услуга ОФД
Услуга ОФД для бизнеса любого типа и масштаба
Ведение продаж и контроль работы касс для любого бизнеса в одном интерфейсе.

В соответствии с требованиями Закона 54-ФЗ онлайн-касса должна быть подключена к оператору фискальных данных. В OFD.ru для малого бизнеса с небольшим объёмом продаж предусмотрены выгодные и удобные тарифные планы линеек «ОФД Жёлтый» и «ОФД Зелёный»

А предпринимателям, ведущим продажи товаров, работ, услуг в интернете, для фискализации платежей идеально подойдут облачные кассы Ferma®. При этом не надо тратиться на покупку онлайн-кассы, а можно взять ее в аренду. В арендную плату включена:

  • услуга ОФД на всё время пользования;
  • авторегистрация касс в ФНС;
  • отправка электронных чеков на email;
  • передача сведений в «Честный ЗНАК»; 
  • техническое обслуживание.

Кассовая техника полностью соответствует требования Закона 54-ФЗ, а служба поддержки доступна по всем вопросам в любое время. Для небольшого бизнеса идеально подойдут тарифные планы «Почековый» или «Срочный» с оплатой за месяц.