Электронные чеки приобретают всё большее распространение, несмотря на это некоторые покупатели до недавних пор с ними не сталкивались. А может быть, раньше чеки приходили только на email или в СМС, и вдруг приходит сообщение с чеком в социальной сети «ВКонтакте» или «Одноклассники». Это вызывает недоумение и недоверие.
Но при получении чека любым из перечисленных способов скорее всего нет причин для беспокойства. Всё законно. Рассмотрим подробнее, почему покупатели получают электронные чеки, и какими способами они могут доставляться.
Первым делом разберемся, кто вам отправляет чек. За отправку ответствен продавец — компания или ИП, где вы совершили покупку. Именно продавец получает согласие покупателя на получение электронного чека, собирает реквизиты для отправки — номер телефона или email и выбирает способ отправки.
Но магазин отправляет чек не напрямую с кассы, а через оператора фискальных данных (ОФД).
ОФД — организация, выступающая в роли посредника между кассой и налоговой и, в некоторых случаях, клиентом. ОФД принимает, хранит, передает данные о чеках в ФНС и осуществляет рассылку электронных чеков покупателям. Все действующие операторы фискальных данных включены в реестр налоговой.
Таким образом, вы получите чек на email с адреса ОФД или сообщение на телефон с номера ОФД или в соцсети от имени ОФД. Но оператор фискальных данных в данном случае только посредник. Отправку чека инициирует и настраивает компания-продавец.
Большинство покупателей не знают, что такое ОФД. Если бы чек приходил с номера или адреса магазина, вероятно, это вызывало бы меньше вопросов.
Если сообщение пришло в социальной сети, вы можете посмотреть, с какого аккаунта оно отправлено. И затем уточнить с помощью поисковика или реестра ФНС, существует ли оператор с таким наименованием. Если вы нашли такую компанию, можете спокойно открывать ссылку с чеком.
При получении электронного чека у покупателя могут возникнуть разные вопросы или возражения:
Важно понимать, что ОФД в данном случае выступает в качестве посредника. Оператор выполняет поручение своего клиента – ритейлера и не более того. За всё остальное отвечает продавец: за согласие клиента на получение электронного чека, сбор контактных данных, вариант отправки и правильность составления чека. Если вы не получили чек или получили чужой чек, за это тоже ответственен продавец.
Поэтому все вопросы по содержанию чека, выбору способа получения и подобные надо адресовать в магазин.
Как узнать, кто продавец? Его реквизиты указаны в чеке.
Если вам не предоставили чек ни в бумажном, ни в электронном виде, хотя вы сообщили контактные данные для отправки, обратитесь к руководству магазина или компании, в которой совершили покупку. При необходимости можно обратиться с жалобой на продавца в налоговую инспекцию.
Если вас не устраивает способ получения или вы уверены, что не оставляли свои контактные данные, необходимо обратиться к продавцу. Если продавец не решает этот вопрос, можно обратиться в Роскомнадзор — государственную структуру, которая занимается контролем в области хранения и использования персональных данных.
Если с вашего счета списываются деньги за услугу, на которую вы не подписывались — также надо обратиться в компанию, предоставляющую услугу. Но не в ОФД. Оператор не сможет решить данные проблемы, так как он отвечает только за прием и передачу данных с касс.
А теперь разберемся, откуда вообще взялись электронные чеки. Это понятие заключено в Законе 54-ФЗ: продавец обязан предоставить покупателю чек в бумажной или электронной форме по выбору покупателя. Согласно действующей редакции закона, чек должен быть вручён или доставлен покупателю, даже если он говорит, что чек ему не нужен. Также покупатель, получивший бумажный чек, может попросить продублировать документ в электронном виде и при наличии технической возможности продавец обязан удовлетворить эту просьбу.
В целях экономии и заботе об экологии многие торговые компании предлагают своим клиентам отказываться от бумажного чека в пользу электронного. Это можно сделать только с согласия покупателя. Ритейлеры получают согласие на получение электронного чека вместо бумажного несколькими способами:
Это самые распространённые способы, но могут быть и другие. Если вы получили электронный чек — скорее всего, вы оставили свои контактные данные продавцу и выразили своё согласие получить фискальный документ в электронном виде.
Однако бывают и такие случаи, когда человек получил чек на покупку, которую он не совершал. Возможно, другой покупатель ошибся, указывая телефон, или кассир записал номер неправильно.
Также бывает, что клиент ждёт, но не получает чек. В этом случае следует обратиться к продавцу. Возможно, произошла техническая ошибка или неправильно были указаны контактные данные.
Существует несколько исключений, когда продавец может совсем не выдавать чек, а предъявить для считывания QR-код, по которому покупатель может открыть фискальный документ и просмотреть или сохранить его в своем телефоне. В частности, это касается продаж через вендинговые аппараты, если устройство может отображать в момент расчёта QR-чек на дисплее. Также могут поступать курьеры, которые принимают оплату в момент передачи заказа вне территории продавца.
Внешний вид электронного фискального документа различается в зависимости от того, по какому каналу связи он получен. В письме на email приходит полная версия чека, которая включает в себя не только те же поля, которые содержатся в бумажном документе, но и несколько дополнительных.
В СМС ввиду небольшого объёма сообщения приходит краткая информация и ссылка на полную форму чека:
В мессенджерах и в сообщениях в социальных сетях может приходить как полная, так и сокращённая форма чека, при этом обязательно должна присутствовать ссылка на полноценную версию документа.
Потребители задаются вопросом: почему некоторые чеки приходят на электронную почту, а другие в СМС или соцсети? Выбор способа отправки зависит от того, какие контактные данные были предоставлены клиентом, желания продавца и вариантов, предоставляемым оператором фискальных данных.
Если покупатель сообщил только свой email — у предпринимателя нет выбора, чек будет отправлен по электронной почте. Для ритейлера это самый удобный вариант, потому что, как правило, отправка на email бесплатна.
Если покупатель сообщил номер телефона, то возможны несколько вариантов: электронный чек может прийти в СМС, VK или OK.