Почему я получаю электронный кассовый чек?

4770

Несмотря на то что электронные чеки приобретают всё большее распространение, многие покупатели до недавних пор с ними не сталкивались. А может быть, раньше чеки приходили им только на email или в СМС, и вдруг приходит сообщение с чеком в социальной сети «ВКонтакте», «Одноклассники» или в Viber. Это вызывает недоумение и недоверие.

Но при получении чека любым из перечисленных способов скорее всего нет причин для беспокойства. Всё законно. Рассмотрим подробнее, почему покупатели получают электронные чеки, и какими способами они могут доставляться.

Отказ от бумажного чека

Согласно положениям Закона 54-ФЗ продавец обязан предоставить покупателю чек в бумажной или электронной форме по выбору покупателя. Согласно действующей редакции закона, чек должен быть вручён или доставлен покупателю, даже если он говорит, что чек ему не нужен. Также покупатель, получивший бумажный чек, может попросить продублировать документ в электронном виде и при наличии технической возможности продавец обязан удовлетворить эту просьбу.

В целях экономии и заботе об экологии многие торговые компании предлагают своим клиентам отказываться от бумажного чека в пользу электронного. Это можно сделать только с согласия покупателя. Ритейлеры получают согласие на получение электронного чека вместо бумажного несколькими способами:

  1. Предложение поступает от кассира в момент продажи. Покупатель сообщает свой email и номер телефона, данные вносят через кассу и бумажный чек не печатается.
  2. Покупатель может отказаться от печатного чека, поставив галочку в приложении, а свои контактные он вводит при регистрации пользовательского аккаунта.
  3. При заказе товаров онлайн покупатель должен указать адрес электронной почты или номер телефона, а, делая заказ, он автоматически соглашается с правилами магазина, в которых прописано согласие на получение электронного чека.

Это самые распространённые способы, но могут быть и другие. Если вы получили электронный чек, скорее всего, вы оставили свои контактные данные продавцу и выразили своё согласие получить фискальный документ в электронном виде.

Однако случаются и такие ситуации, когда человек получил чек на покупку, которую он не совершал. Возможно, другой покупатель ошибся, указывая телефон, или кассир записал номер неправильно.

Также бывает, что клиент ждёт, но не получает чек. В этом случае следует обратиться к продавцу. Возможно, произошла техническая ошибка или неправильно были указаны контактные данные.

В каких случаях можно не выдавать покупателю чек 

Существует несколько исключений, когда продавец может совсем не выдавать чек, а предъявить для считывания QR-код, по которому покупатель может открыть фискальный документ и просмотреть или сохранить его в своем телефоне. В частности, это касается продаж через вендинговые аппараты, если устройство может отображать в момент расчёта QR-чек на дисплее. Также могут поступать курьеры, которые принимают оплату в момент передачи заказа вне территории продавца.

Как выглядит электронный чек

Внешний вид электронного фискального документа различается в зависимости от того, по какому каналу связи он получен. В письме на email приходит полная версия чека, которая включает в себя не только те же поля, которые содержатся в бумажном документе, но и несколько дополнительных.

В СМС ввиду небольшого объёма сообщения приходит краткая информация и ссылка на полную форму чека:

 

В мессенджерах и в сообщениях в социальных сетях может приходить как полная, так и сокращённая форма чека, при этом обязательно должна присутствовать ссылка на полноценную версию документа.

Чем обусловлен тот или иной способ отправки чека

Потребители задаются вопросом: почему некоторые чеки приходят на электронную почту, а другие в СМС или мессенджере? Выбор способа отправки зависит от того, какие контактные данные были предоставлены клиентом, желания продавца и вариантов, предоставляемых оператором фискальных данных.

Если покупатель сообщил только свой email — у предпринимателя нет выбора, чек будет отправлен по электронной почте. Для ритейлера это самый удобный вариант, потому что, как правило, отправка на email бесплатна.

Если покупатель сообщил номер телефона, то возможны несколько вариантов: электронный чек может прийти в СМС, Viber, VK или OK.

От кого приходит электронный чек?

Отправку чека производит оператор фискальных данных (ОФД) по поручению продавца. Именно ОФД предоставляют услугу рассылки фискальных документов в электронном виде. Далеко не все покупатели знают, что такое ОФД. Если бы чек приходил с номера или адреса магазина, вероятно, это вызывало бы меньше вопросов.

Именно ссылки на незнакомый адрес зачастую смущают покупателей. Если вы опасаетесь переходить по неизвестной ссылке, присмотритесь к адресу сайта, на котором предлагается посмотреть чек. В его названии всегда будет присутствовать аббревиатура ofd как часть названия оператора фискальных данных. Например ofd.ru/b/ff03b2eb8e2a0916ef… В данном случае чек был отправлен через OFD.ru.

Если сообщение пришло в социальной сети, вы можете посмотреть, с какого аккаунта оно отправлено. И затем выяснить с помощью поисковика, существует ли оператор с таким наименованием. Если вы нашли такую компанию, можете спокойно открывать ссылку с чеком. 

Куда жаловаться

При получении электронного чека у покупателя могут возникнуть разные вопросы или возражения:

  • почему я получаю электронный чек?
  • почему он доставляется именно таким способом, я хочу другим;
  • почему в чеке указаны неверные данные?
  • я не совершал такую покупку;
  • и прочие.

Важно понимать, что ОФД в данном случае выступает в качестве посредника. Оператор выполняет поручение своего клиента – ритейлера и не более того. За всё остальное отвечает продавец: за получение согласия на получение электронного чека, сбор контактных данных, вариант отправки и правильность составления чека. Если вы не получили чек или получили чужой чек, за это тоже ответственен продавец.

Поэтому все вопросы по содержанию чека, выбору способа получения и подобные надо адресовать в магазин. Реквизиты продавца указаны в чеке.

Если вам не предоставили чек ни в бумажном, ни в электронном виде, хотя вы сообщили контактные данные для отправки, обратитесь к руководству магазина или компании, в которой совершили покупку. При необходимости можно обратиться с жалобой на продавца в налоговую инспекцию.