Минпромторг выступил с предложением провести эксперимент по маркировке соков, компотов и квасов с 15 мая 2023 г. по 1 февраля 2024 г. Министерство разработало проект постановления, который опубликован на официальном портале проектов нормативных актов. Полный список напитков, которые предлагается маркировать:
Наименование продукции |
Коды ТН ВЭД |
Минеральные и газированные воды, содержащие добавки сахара или других подсластителей или вкусо-ароматических веществ |
2202 10 000 0 |
Напитки на основе сои с содержанием белка 2,8 мас.% или более |
2202 99 110 0 |
Напитки на основе сои с содержанием белка менее 2,8 мас.%; напитки на основе орехов группы 08, злаков группы 10 или семян группы 12* |
2202 99 150 0 |
Прочие безалкогольные напитки, содержащие добавки сахара или других подсластителей и ароматизаторов, |
2202 99 180 0 |
Растворимые напитки, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ* |
1901 90 190 0 2101 12 920 1 2106 90 980 8 |
Квасы |
2202 10 000 0 2206 00 590 1 2206 00 890 1 |
Соки фруктовые, ореховые, овощные, несброженные |
2009 (кроме 2009 11) |
Компоты фруктовые и ягодные, морсы |
2007 91 300 0 2007 91 900 0 2007 99 500 1 2007 99 970 1 2008 |
Во время эксперимента участники товарооборота присоединяются к проекту на добровольной основе.
Ряд производителей выступает против начала пилотного проекта в мае 2023 года и предлагают перенести сроки его проведения. Союз производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) сообщает, что эксперимент и последующая за ним обязательная маркировка потребуют от отрасли колоссальных финансовых и технологических ресурсов, которых сейчас нет. В ближайшее время производители начнут платить акциз на безалкогольные сахаросодержащие напитки, это также принесёт дополнительные расходы. Кроме того, в прошлом году бизнес и так столкнулся с серьёзными проблемами, введение маркировки создаст критическую нагрузку на индустрию.
При этом другие крупнейшие производители сладких напитков и газировки, такие как BAIKALSEA Company, «Очерский завод напитков», лимонадная фабрика «Майкопская», поддерживают эксперимент по маркировке безалкогольных напитков. Большинство компаний уже участвует в маркировке пива, воды и молочной продукции и внедрят систему по отработанным механизмам. Во время эксперимента коды маркировки и необходимое оборудование выдаются бесплатно, поэтому участники пилотного проекта не несут финансовых затрат.