Минфин в очередной раз планирует внести изменения в правила контроля применения контрольно-кассовой техники. Новый проект поправок затронет Налоговый Кодекс, КоАП, 54-ФЗ и еще несколько законов.
Министерство предлагает ввести новый вид проверок продаж с помощью онлайн-касс — оперативную форму контроля.
Впервые Минфин планировал ввести оперативный контроль еще в 2020 году. Тогда был подготовлен законопроект, согласно которому проверки применения ККТ переставали считаться отдельным видом контроля и включались в систему налогового контроля. А законодательные нормы применения ККТ переносились в Налоговый Кодекс. Инициатива была раскритикована представителями бизнеса.
В 2021 году были представлены новые предложения, согласно которым условия налогового контроля за соблюдением правил применения контрольно-кассовой техники устанавливались законом «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».
В 2022 г. Минфин предлагает снова проверки операций с применением ККТ отнести к налоговому контролю в форме оперативного контроля. Предусмотрены следующие варианты возможных проверок:
Обмен данными в рамках оперативного контроля будет происходить преимущественно в кабинете ККТ.
Повышение штрафов пока не предлагается. Но предусмотрены меры по блокировке сайтов интернет-магазинов, мобильных приложений, страниц в социальных сетях, аккаунтов в мессенджерах и даже блогов.
Поправки предлагают закрепить в НК РФ понятие «мнимого расчета» и штрафовать за такие операции.
В письме 21.06.2022 № КВ-4-3/7654@ ФНС дала разъяснения, как отражать в чеках сумму курортного сбора во избежание включения этих платежей в базу при начислении налогов предпринимателей и налога на прибыль.
Чтобы выделить курортный сбор, чек должен содержать реквизит «Признак предмета расчета» (тег 1212):
Для того, чтобы обозначить курортный сбор в чеке, следует установить значение тега 1212 — «18».
Группа сенаторов представила на рассмотрение в Госдуму поправки в закон о применении ККТ. Проект предусматривает разрешение не печатать чеки и не отправлять их электронные версии покупателям при реализации маркированной продукции через вендинговые аппараты, а также использовать одну кассу на несколько торговых автоматов. Такой порядок реализации возможен, если во время расчета на экране аппарата отображается QR-код.
Особый режим продаж через торговые аппараты действует и в настоящее время, но он не распространяется на подакцизные товары, продукты, подлежащие обязательной маркировке, технически сложную продукцию.
Учитывая то, что к 2024 г. маркировка и прослеживаемость товаров должна охватить все отрасли производства, авторы проекта считают установленные ограничения излишними и предлагают убрать из перечня исключений товары, подлежащие обязательной маркировке.
Если изменения будут одобрены, при продаже маркированной продукции через вендинговые аппараты достаточно будет отобразить QR-код на дисплее и не отправлять чек покупателю.