В мае 2023 г. было открыто на 4% больше новых кафе и ресторанов, чем год назад

1912

В 2022 году российские рестораны столкнулись с проблемами в логистике и производстве в связи с уходом с рынка зарубежных поставщиков. Это привело к увеличению себестоимости и уменьшению прибыльности в отрасли. Наряду с этим, по данным Росстата, снизились реальные доходы населения. В результате посещаемость кафе и ресторанов сократилась, многие заведения были выставлены на продажу или просто закрылись.

Несмотря на все сложности, ресторанный бизнес продолжает развиваться. Люди стали реже посещать кафе, но полностью от этой привычки не отказываются. Открываются новые заведения, хотя и в меньшем количестве, чем в прошлом году. На темпы развития оказывают влияние сложности с закупкой заграничного оборудования — срок доставки может достигать 6 месяцев, и выросшие на 20-30% затраты на открытие нового ресторана или кафе.

В 2023 году ситуация на рынке общепита немного улучшилась, темпы закрытия ресторанов замедлились. По данным «Ъ», в первом квартале в России были ликвидированы 5,2 тысячи компаний общепита, что примерно на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

За первые три месяца 2023 г. в Российской Федерации было учреждено 7,5 тысяч новых компаний отрасли, это на 11% меньше, чем в первом квартале 2022 г.

Снижение покупательской способности и рост среднего чека в связи с повышением цен на продукты привело к тому, что бизнесмены больше внимания уделяют развитию кафе в среднем и низком ценовом сегменте. По прогнозам аналитиков, в 2023 году будут наиболее востребованы бары, кафе, кондитерские, пекарни.

Динамика открытия новых кафе и ресторанов в мае 2023 г. по данным OFD.ru

Мы проанализировали динамику количества точек общепита на основе данных по активной базе касс компаний, согласно ОКВЭД задействованных в отрасли, а также сведения об открытии новых ООО и ИП. Для аналитики исследовалась информация по 90 регионам России за май 2023 г. и май 2022 г.

В среднем по стране в мае 2023 года год к году число точек общепита возросло на 4%. В некоторых регионах рост достиг 30%. Увеличение числа торговых точек общепита в Москве в мае 2023 г. составило 13%, в Санкт-Петербурге — 7%.

Рост и падение

При этом в ряде регионов наблюдается массовое закрытие точек. На первом месте по сокращению количества ресторанов и кафе — Крым. Это можно объяснить снижением туристического потока в связи с нестабильной обстановкой в регионе.

Если рассматривать объем базы касс в абсолютных значениях, список регионов с наилучшими показателями выглядит так:

лидеры

На первых строчках рейтинга и в 2022 г., и в 2023 г. расположились одни и те же регионы, но места распределяются по разному. Первые четыре позиции неизменны за оба периода:

  1. Москва.
  2. Краснодарский край.
  3. Московская область.
  4. Санкт-Петербург.

Республика Башкортостан с пятого места, занимаемого в 2022 году, переместилась на седьмое, поменявшись со Свердловской областью. Шестое место стабильно у Татарстана, восьмое — у Челябинской области. На следующих трех позициях с незначительными перестановками Республика Крым, Ростовская область, Красноярский край. В трех регионах из лидерского списка мы видим снижение количества точек общепита:

  • Краснодарский край — на 1,1%
  • Республика Башкортостан — на 3,3%
  • Республика Крым — на 15,8%.

В остальных зафиксировано увеличение базы касс.

Новые ИП и ООО в индустрии общественного питания

В мае 2023 года происходило не только расширение уже работающих сетей, но и создание новых компаний по оказанию услуг кафе и ресторанов. В сфере общепита ИП создается значительно больше, чем ООО. Если сравнить количество зарегистрированных вновь индивидуальных предпринимателей в 2023 году, в некоторых регионах темпы роста достигали 50% — в Калужской и Курганской областях. В Москве рост составил 4%. 

новые ИП

В ряде регионов число новых ИП в мае 2023 г. создавалось значительно меньше, чем год назад. В Челябинской области снижение достигло 50%, в Воронежской — 40%, в Московской — 28%.

По открытию новых ООО в мае 2023 г. все регионы показали прежний уровень или сокращение темпов открытия новых компаний, рост не зафиксирован нигде. Среднее снижение темпов открытия новых точек по России — -0,5%.

В мае 2023 года в Москве открылось на 17% меньше организаций общепита, чем в мае 2022 г., в Санкт-Петербурге — на 4% меньше, в Московской области — на 3%.