Помогаем продавать
Войти в ЛК

Устройства для нагревания табака потеснили сигареты на российском рынке

РБК

Россияне все чаще отдают предпочтение электронным устройствам для нагревания табака, чем обычным сигаретам, выяснили аналитики оператора фискальных данных OFD.ru.

Соотношение продаж традиционных сигарет и систем нагревания табака изменилось по сравнению с прошлым годом. Доля сигарет сократилась с 93,8 до 85%, а доля систем нагревания табака выросла с 6,2 до 15%

В компании сравнили соотношения долей продаж традиционных сигарет и систем нагревания табака за первые четыре месяца 2021-го с данными за аналогичный период предыдущего года. В итоге аналитики пришли к выводу, что доля продаж в деньгах обычных сигарет сократилась с 93,8% в 2020 году до 85% в 2021 году. Доля продаж систем нагревания табака выросла: если в 2020 году она составляла 6,2%, то в этом году показатель вырос до 15%.

При этом общий объем продаж в деньгах электронных систем нагревания табака за первые четыре месяца этого года сократился на 16,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Что касается объема продаж традиционных сигарет, в денежном выражении за указанный период 2021-го продажи выросли на 5,6% по сравнению с 2020 годом.

По мнению аналитиков OFD.ru, рост объема продаж традиционных сигарет может быть связан в том числе с увеличением средней стоимости одной пачки сигарет, которая увеличилась на 9,4%: со 120,8 руб. в 2020 году до 132,2 руб. в 2021 году. Средняя стоимость одной пачки сигарет выросла на 11,4 руб. В первую очередь рост вызван повышением акцизов на табак и табачные изделия с 1 января 2021 года, отмечают аналитики.

Средняя стоимость стиков за период с января по апрель 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилась. Она сохранилась на уровне 155 руб. за пачку, несмотря на то, что табак для систем нагревания также является подакцизным товаром и налоговая ставка на него выросла с 1 января 2021 года до 7 248 руб. за 1 кг, указывают аналитики.

Анализ помесячной динамики продаж за 2020 год показал, что сезонный всплеск продаж традиционных сигарет пришелся на период с мая по сентябрь, а пик продаж был в июне. Всплеск продаж электронных устройств для нагревания табака зафиксировали с июля по сентябрь, пик продаж пришелся на август 2020 года.

Аналитики OFD.ru использовали в исследовании фискальные данные, которые формирует контрольно-кассовая техника, компания обслуживает по всей России более 221 тыс. клиентов и 468 тыс. онлайн-касс.

С 1 января акцизы на сигареты подняли на 20%: они составляют 2359 руб. за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости (рассчитывается исходя из максимальной розничной цены). Кроме того, власти постепенно вводят для электронных устройств, связанных с курением и парением, те же ограничения, что и для традиционных сигарет. В частности, нельзя больше рекламировать и продавать через интернет никотинсодержащую продукцию и устройства для ее потребления.

С 1 апреля в России вступил в силу закон, который установил новый механизм образования единой минимальной цены табачной продукции. Минимальная цена будет рассчитываться по следующей формуле: коэффициент 0,02, умноженный на минимальное значение ставки акциза в рублях на 1 тыс. штук, а также на коэффициент 1,4 и ставку НДС плюс один. В 2021 году она составит 108 руб. за пачку из 20 сигарет.

6 мая председатель правительства Михаил Мишустин утвердил план по реализации антитабачной концепции, рассчитанной до 2035 года. В частности, план предусматривает «проработку вопроса о запрете на использование жидкостей для электронных сигарет». Согласно концепции государственной политики противодействия потреблению табака и другой никотинсодержащей продукции, к 2035 году число курильщиков должно быть сокращено с нынешних 29% до 21%.

Подписаться на OFD.ru

Полезная информация, новости, акции и советы юристов